Церковь Преображения Господня

На перекрёстке дорог, вдоль правого берега реки Порзднянка, в сотне «с хвостиком» вёрст от областного центра стоит большое село Порздни Лухского района. Село, скажу я вам, с ИСТОРИЕЙ!!! Если вам каким-то волшебным образом удастся взглянуть на карту Городецкого удельного княжества XII-XIII веков, то вы обнаружите как раз в месте нахождения нынешнего населённого пункта село «Порздня». А вот на карте Нижегородского Великого княжества 1342-1392 годов на этом самом месте значится крепость «Пороздно» (что КаГБэ намекает)!!! В разные времена селом владели представители ведущих русских боярских и дворянских родов: Куракины, Вяземские, Бутурлины etc. Когда вы подъезжаете к Порздням по торговому шляху со стороны волжских городов (того же Пучежа), то первое, что бросается в глаза – величественный сакральный комплекс церквей Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Порздневская церковь Преображения Господня (она же в разных источниках – Преображенская, Спасская и Спасо-Преображенская церковь, а также церковь Спаса Преображения), возведённая в 1768 году тщанием князя Петра Григорьевича Вяземского, в архитектурном плане представляет собой крупный сельский храм, в облике гармонично сочетаются черты позднего барокко, характерные периоду перехода этого архитектурного стиля к классицизму, с элементами позднего классицизма. За время своего существования храм «обрастал» различными более или менее значимыми пристройками и сооружениям (в 1785 году пристроен правый теплый придел, в 1805 году воздвигнут левый придел и расширена трапезная; в 1820 году добавлены ещё два придела), в результате чего приобрел сложную, на первый взгляд, объёмную композицию. Доминантой сакрального комплекса является основной объём классического типа «восьмерик на четверике», увенчанный световым барабаном (главка, увы, утрачена). Со всех сторон к четверику храма примыкают более поздние сооружения: с севера и юга – равные ему по ширине и чуть пониженные объёмы двух боковых приделов, а с востока – также пониженная апсидарная часть. При этом все три упомянутые пристройки, визуально подчеркнутые массивным четырёхколонным тосканским портиком, завершенным треугольным фронтоном, образуют в плане подобие трех «рукавов» креста. Трапезная с двумя приделами примыкает к четверику с запада, а алтари боковых приделов холодной церкви – с юго- и северо-востока. При этом над четырьмя угловыми алтарями поднимаются восьмигранные барабаны, увенчанные куполами и вазами, композиционно перекликающимися с основным куполом сакрала. Четырёхъярусная стройняша-колокольня была возведена в 1801 году и является своеобразным архитектурным продолжением трапезной. Более старые части храма декорированы в стиле раннего классицизма (огибающие рустованные пилястры на углах четверика и нижнего яруса колокольни; фланкирование граней восьмерика и двух средних ярусов колокольни тосканскими пилястрами), а фасады, апсида и боковые приделы четверика оформлены в стиле позднего классицизма. Храм весьма фотогеничен и, не смотря на свою многолетнюю заброшенность, заинтересует любителей храмового зодчества.